Конкурс "Учитель года Башкортостана - 2016"

 

Эссе «Я - учитель»

          Шалва Амонашвили утверждает: «Если без сердца идёте к детям, урок не состоится. Технологии состоятся, а урок – нет. Урок – это когда ребёнок набирает света. Если вести урок без сердца, вас увидят дети, запомнят что-то, сдадут что-то, потом экзамен, вы отметки поставите, а потом они «выплюнут» эти знания, и всё. Нужно открыть своё сердце».

          Мудрые слова… Действительно, современный урок – это, с одной стороны, высокотехнологичное действие, а с другой, - это искусство общения и понимания, когда процесс получения знаний требует огромных умений и навыков. А самое главное в общении с детьми – способность воодушевить, воодушевить верой в них, в их способности. Это моя учительская позиция.

         Я считаю, что учитель – это не профессия, а призвание. Как много душевных качеств должен объединить в своём характере тот, кто решил стать учителем: твёрдость, безграничное терпение, доверие и умение быть примером во всём. Мне вспоминаются замечательные слова: «Учитель – человек публичной профессии, человек, который всегда на виду, навечно вызванный к доске, который словом стучится в душу».

       Я всегда хотела быть только учителем и не видела себя в других профессиях. А ещё мой профессиональный выбор определили учителя, работавшие в родной Аксёновской средней школе. Это было поколение людей, пришедших в школу после войны, людей со светлой душой и светлым умом, которых по-настоящему любили дети и которых любили они. С теплотой и любовью вспоминаю первую учительницу Людмилу Игнатьевну, учителя русского языка и литературы Григория Андреевича, учителя географии Нину Ивановну. И конечно, на мой выбор повлиял пример мамы – Светланы Алексеевны, чей педагогический стаж насчитывает 42 года.

     Я думаю, наша профессия настолько деятельная, что это не позволяет нам стоять на месте, а требует быть в курсе всех событий. Да, учитель должен идти в ногу со временем, учиться различным методикам, использовать инновации. Сегодня в школе происходят глубокие перемены, появляются новые интересные образовательные программы. Но какими бы они глубокими по содержанию и новизне ни были, самое главное – научить детей видеть и делать добро, чувствовать и дарить любовь, говорить правду, видеть красоту. Я убеждена, что учитель должен быть прежде всего человеком с большой буквы.

        Думаю, доверие к учителю – важный фактор урока. Стараюсь не обманывать учеников, не унижаю их. Я отношусь к детям с симпатией и теплотой, ведь ребёнок стремится творить не только для себя, но и для тех, кого любит.

        Прав был В. Сухомлинский, утверждая, что к хорошему уроку учитель готовится всю жизнь. Так и я, работая в школе, стремлюсь совершенствовать свои уроки, заложить в детей те знания, умения и навыки, которые пригодятся им во взрослой жизни, учу детей осознавать себя в обществе, совершать правильные поступки, анализировать их.

        Современный учитель, на мой взгляд, должен научить детей думать, чувствовать и действовать самостоятельно, планировать своё будущее, оценивать свою деятельность, брать на себя ответственность и участвовать в принятии решений.  Необходимо создать для ребёнка такие условия, чтобы ему было интересно самому добывать знания, заниматься самообразованием, иметь возможность попробовать свои силы в разных областях.

       …Семилетний маленький человек переступает порог школы. Он, конечно же, боится, волнуются его родители: как-то сложится его жизнь в школе? Острота детского видения так сильна, что незначительная беда воспринимается как трагедия. Небольшой успех вызывает ликование, а несправедливость – потрясение. Память детских лет не тускнеет. Поэтому стараюсь иметь за душой что-то своё, особенное, стремлюсь быть неповторимой и понимаю, как важны для успешного общения доброта и искренность. Я хочу, чтобы мои ученики, общаясь со мной, приходя ко мне на урок, выполняя задание, любили меня не за то, что я учитель, а за то, что рядом с ними.

        Каждый человек, проходя свой жизненный путь, задумывается о правильности выбора профессии. И сейчас, оглядываясь назад, я не жалею о своём выборе.